Сколько раз, бывало, сидя в Погорелке на мезонине, она видела себя в мечтах серьезною девушкой, трудящейся, алчущей образовать себя, с твердостью переносящей нужду и лишения, ради
идеи блага (правда, что слово «благо» едва ли имело какое-нибудь определенное значение); но едва она вышла на широкую дорогу самодеятельности, как сама собою сложилась такая практика, которая сразу разбила в прах всю мечту.
Учение Платона об идеях, вершиной которых является
идея Блага, само Божество, необходимо имеет два аспекта, вверх и вниз: идеи имеют самосущее бытие в «умном месте», представляя собой нечто трансцендентное мировому бытию, как быванию, но они же его собой обосновывают, бытие причастно им, а они бытию, между двумя мирами существует неразрывная связь — причины и следствия, основы и произведения, эроса и его предмета и т. д.
Мир идей у Платона образует самостоятельную софийную фотосферу, одновременно и закрывающую и открывающую то, что за и над этой сферой — само Божество; идеи у Платона остаются в неустроенной и неорганизованной множественности, так что и относительно верховной
идеи блага, идеи идей, не устранена двусмысленность, есть ли она Идея в собственном и единственном смысле или же одна из многих идей, хотя бы и наивысшая (особое место в этом вопросе занимает, конечно, только «Тимей» с его учением о Демиурге [«Демиург» по-греч. означает «мастер», «ремесленник», «строитель»; у Платона — «Творец», «Бог».
Неточные совпадения
Ночью приходит ко мне, — в одном доме живем, — жалуется: вот, Шлейермахер утверждает, что
идея счастья была акушеркой, при ее помощи разум родил понятие о высшем
благе.
Но он же сказал, что добродетель и блаженство разнородны по существу и что Кант ошибался, смешав
идею высшего
блага с элементами счастья.
Вглядевшись и вслушавшись во все, что проповедь юного апостола выдавала за новые правды, новое
благо, новые откровения, она с удивлением увидела, что все то, что было в его проповеди доброго и верного, — не ново, что оно взято из того же источника, откуда черпали и не новые люди, что семена всех этих новых
идей, новой «цивилизации», которую он проповедовал так хвастливо и таинственно, заключены в старом учении.
Тит Никоныч, попытавшись несколько раз, но тщетно, примирить ее с
идеей об общем
благе, ограничился тем, что мирил ее с местными властями и полицией.
Марксисты переоценивают народническую
идею о том, что Россия может и должна миновать период капиталистического развития, они — за развитие капитализма в России, и не потому, что капитализм сам по себе —
благо, а потому, что развитие капитализма способствует развитию рабочего класса, который и будет единственным в России революционным классом.
— У меня это idée fixe, [Навязчивая
идея (франц.).] и я все подвожу к этому подготовлению: много тут основных начал, несознательно ведущих к желаемым изменениям, без которых нет
блага под луной.
Великие основные
идеи о привлекательности труда, о гармонии страстей, об общедоступности жизненных
благ и проч. были заслонены провидениями, регламентацией и, в конце концов, забыты или, по крайней мере, рассыпались по мелочам.
Идея общего
блага равно чужда и глупому человеку, и тупоумцу, но последний уже дошел до понимания личного
блага и, следовательно, получил определенную цель для существования.
— Не с неба, а со всего Колосовского переулка! — говорил Максинька, все более и более раскрывая свои глаза. —
Идея у него в том была: как из подсолнечников посыпались зернышки, курицы все к нему
благим матом в сад, а он как которую поймает: «Ах, ты, говорит, в мой огород забралась!» — и отвернет ей голову. Значит, не ходя на рынок и не тратя денег, нам ее в суп. Благородно это или нет?
Тем страннее было бы, если бы позднейший историк стал находить в них глубокие
идеи и намерения для
блага государства.
Быть избранником, служить вечной правде, стоять в ряду тех, которые на несколько тысяч лет раньше сделают человечество достойным царствия божия, то есть избавят людей от нескольких лишних тысяч лет борьбы, греха и страданий, отдать
идее все — молодость, силы, здоровье, быть готовым умереть для общего
блага, — какой высокий, какой счастливый удел!
Но и этого еще мало отдельному человеку для того, чтобы по
идее любви к общему
благу расположить всю свою деятельность.
Катерина Матвеевна(к Венеровскому).Нет, позвольте, позвольте! Во мне столько возникло
идей по случаю посещения этой школы! Является вопрос: что вы хотите сделать из этих личностей? Признаете ли вы развитие каждого индивидуума за несомненное
благо, или развитие единицы без общественной инициативы может повредить этим единицам в силу существующего ненормального порядка?
Прежде брали нежными вздохами, блестящим мундиром, красивой рожицей, а теперь господа Полояровы берут на удочку новых
идей, приманкой «новой жизни»,
благо в женщину заронилось смутное стремление выбиться из своего тесного положения.
Эти Гекторы, Диомеды и Ахиллесы боролись и умирали за то, что считали
благом целого, при
идее такого убогого бессмертия, которое было хуже всякой смерти.
Раньше, по крайней мере, он признавал за ними право преступать человеческие законы во имя «
идеи», во имя «
блага человечества».
Человек стал рабом принадлежащих ему материальных
благ, и сама
идея абсолютной частной собственности исказила его нравственное сознание и сделала его несправедливым.
И различие тут нужно видеть прежде всего в том, что христианская любовь конкретна и лична, гуманистическая же любовь отвлеченна и безлична, что для христианской любви дороже всего человек, для гуманистической же любви дороже всего «
идея», хотя бы то была «
идея» человечества и человеческого
блага.
Все учение Платона об Эросе носит характер отвлечённый — отвлечения через восхождение по ступеням от мира чувственного, где даны живые существа, к миру идейному, где возможна лишь любовь к
идее, к истине, к красоте, к высшему
благу.
Человеку внушили
идею, что верховным
благом и верховной целью является счастье, чтобы держать его в рабстве.
И он обращается к миру
идей, миру сверхчувственному, и в нем ищет верховного
блага, добра.